Москва +14 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM

Лента новостей

17:53
Назван срок начала строительства в Москве южного дублера Кутузовского проспекта
17:43
Как в Москве будут ремонтировать НИЕИ оториноларингологии им. Л.И. Свержевского
17:17
Когда в Крыму построят супербазу для лучших российских скалолазов
17:03
В чем еще подозревается экс-глава Минстроя Ингушетии
17:02
Как в ХМАО выберут нового главу Фонда капремонта
16:54
Когда в Крыму построят супербазу для лучших российских скалолазов
16:39
Премьер Медведев установил предельный срок для ввода третьей ВВП в «Шереметьево»
16:28
Когда в Архангельской области построят собственный мусороперерабатывающий завод
16:10
Каким в Москве после реконструкции открылся Рахманиновский зал Консерватории
16:03
Ногинских чиновников осудят за взятку при строительстве детсада
15:43
Какие требования выдвинули в Госдуме к подъездам и парковкам у ТЦ
15:25
Причины неожиданного задержания ио вице-премьера правительства Удмуртии
15:11
Власти придумали, как восстановить права обманутых дольщиков СУ-155 в Щербинке
14:37
В Севастополе ищут желающих реконструировать Парк Победы за 1 млрд рублей
14:21
Назван срок начала стройки завершающего участка Северно-Западной хорды
14:05
В столичном районе Крылатское построен оригинальный ФОК
14:03
В России теперь новые правила проектирования защиты от затопления
13:49
Что сейчас происходит на строительстве станции метро «ЦСКА» в Москве
13:42
Госдума приняла закон о новой льготе для Героев РФ и Советского Союза
13:27
Каким Главгосэкспертиза одобрила проект строительства 2-й очереди СК «Звезда»
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Последние комментарии

Сергей Чобан: Задача архитектора — соединить достижения традиции и современности

logo russianconstruction.com
Сергей Чобан: Задача архитектора — соединить достижения традиции и современности

Известный архитектор дал эксклюзивное интервью «Строительству.RU»

Архитектор Сергей ЧОБАН хорошо известен не только в России, но и в Западной Европе: он много строит в Берлине, где у него свое бюро. Каждый его новый проект — это открытие: новых форм, образов, подходов. Он любит экспериментировать с новейшими технологиями (один «Дом Акваре» в Берлине чего стоит). Вместе с тем в душе он, конечно же, в первую очередь художник. Недаром на фасадах его домов появляются то изысканные образы Бенуа, то шелкография по мотивам римских орнаментов, то фотопечать с сюжетами из времен года.

Мы попросили Сергея Энверовича ответить на наши вопросы о сегодняшней миссии архитектора, секретах архитектурного мастерства и новых инструментах проектирования.

 

Если говорить о корнях, то я российский архитектор

— Каким архитектором вы себя считаете: российским, немецким, европейским?

— Я себя считаю вообще архитектором. У любого человека, особенно принадлежащего к творческой профессии, есть некие истоки, корни, из которых впоследствии произрастают его творческие работы.

Мои корни, безусловно, находятся в России. Потому что город, в котором ты вырос (в моем случае это Санкт-Петербург), вуз, в котором ты учился (Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина), друзья детства и юности — это и есть то, что определяет твое мировоззрение.

Перед тем как переехать в Германию, я 30 лет провел в России. Поэтому, если говорить о корнях, то, безусловно, я — российский архитектор.

 

— Есть ли отличия между российской и немецкой школами архитектуры?

— Любая архитектурная школа очень сильно связана с практикой. Кстати, главной причиной моего отъезда в Германию 20 лет назад было как раз отсутствие возможности работать по профессии, реализовывать себя на Родине. Это очень характерная ситуация для 90-х годов прошлого века.

 

Сергей Чобан: «Молодому архитектору необходимо еще со студенческой скамьи практиковать свои навыки, участвовать в работе над «живыми» проектами. Увы, наше поколение в столь важные молодые годы этого было лишено…»

 

Я окончил институт в 1986 году, и за первые пять лет — к слову, очень важные для становления в профессии — не сделал практически ничего. И, соответственно, ничему не научился с точки зрения реализации конкретных проектов. А ведь молодому архитектору необходимо еще со студенческой скамьи практиковать свои навыки, участвовать в работе над «живыми» проектами. Увы, наше поколение в столь важные молодые годы этого было лишено…

Что касается сегодняшнего состояния архитектурного образования, то  и сегодня успех любого обучения (и Германия здесь не исключение) также связан с тем, насколько успешно оно взаимодействует с практикой. Ведь архитектура — это не только очень интересная исследовательская, теоретическая и философская область мышления, но и создание новой реальности из конкретных материалов и с помощью конкретных возможностей.

 

Чем полезно умение «думать рукой»

— Скажите, для архитектора важно владеть карандашом, уметь хорошо рисовать?

— На мой взгляд, «думать рукой» для архитектора очень важно. Заказчику тоже нравится работать с наброском: в нем уже в зачатке можно увидеть многое. К тому же он дает необходимую степень свободы, не сковывает фантазию. Тогда как в рендеринге заказчик сталкивается уже с четко прорисованным образом. И порой он не готов к такой степени конкретизации на столь ранней стадии.

Хотя есть архитекторы, которые практически не владеют навыками профессионального рисования и при этом умеют ясно выражать свои мысли. Порой это может быть даже на пользу будущему проекту: чем меньше ты конкретизируешь, тем больше простора есть у партнера по диалогу и коллеги, который потом твою мысль подхватывает.

Архитектура — работа коллективная, и каждый здесь может и должен привнести что-то свое, не будучи зажатым в тесные рамки уже существующего изображения.

Сергей Чобан: Задача архитектора — соединить достижения традиции и современности

Бизнес центр «Лотос» на Одесской улице, фото Алексея Народицкого

 

Классики и модернисты находятся в состоянии непримиримой дискуссии

— На мастер-классе, который Вы проводили с архитектурной молодежью на Винзаводе, Вы рассказывали о так называемой спокойной архитектуре. Это чувство баланса должно преподаваться в вузе или все зависит от вкуса каждого?

— Архитектура сейчас развивается в двух направлениях. Первое — это бескомпромиссный модернизм, связанный с выбором новых форм и материалов, и второе — все более нарастающая ностальгия по формам прошлого.

Эти два направления не пересекаются, а те, кто их представляет, находятся в состоянии непримиримой дискуссии друг с другом. Надо признать, что эта дискуссия никому не идет на пользу. Тем более что и в первом, и во втором случае делается немало откровенной халтуры: то есть либо люди живут в довольно безликих, «пропетых одной нотой» модернистских кварталах, либо они обитают в плохой копии прошлого.

 

 С. Чобан: «Соединить два начала и создать новый мегаполис, который объединил бы в себе преимущества старого города и достоинства нового языка — вот главная задача, стоящая сейчас перед архитектурой»

 

Вот результат, который мы имеем. И он побудил меня к тому, чтобы попытаться найти некий здоровый компромисс, золотую середину между убеждениями одних и других.

Мне показалось, что объединяющим началом могло бы быть применение достижений модернизма в уникальных сооружениях (потому что там модернистская эстетика, безусловно, открывает новую страницу, как эстетическую, так и инженерную), а в их архитектурном обрамлении — использование переосмысленного наследия исторической архитектуры, в том числе изобразительных основ классики.

Соединение новых иконических сооружений с насыщенной деталями, любопытными мелочами городской средой может создать очень интересный эффект, который я называю «бриллиантом в оправе».

Соединить два этих начала и создать новый мегаполис, который объединил бы в себе преимущества старого города и достоинства нового языка,  — вот главная задача, стоящая сейчас перед архитектурой.

 

По какому «разряду» оценивать архитектора

— В последнее время много говорят о необходимости повышения статуса архитектора. Насколько, по Вашему мнению, было бы правильным переподчинить главного архитектора субъекта напрямую губернатору?

— Я не стал бы давать никаких советов, потому что считаю, что значение архитектора определяется уровнем его идей, а не манипуляциями с подчинением.

Мне почему-то кажется, что для архитектора главное — это качество его проектов и настойчивость в воплощении своего замысла вплоть до последней детали. Область же поисков идеальной административной структуры находится вне моей компетенции.

 

— Как Вы относитесь к тому, что в 22 регионах России на сегодняшний день вообще нет главного архитектора…

— Я не знаю, были ли они 200 лет назад, но архитектура тогда была, прямо скажем, качественная. Практически все постройки того времени — как каменные, так и деревянные — до сих пор вызывают восторг.

Ну а если серьезно, я вовсе не склонен умалять роль главного архитектора. На самом деле, считаю, что крупная творческая личность на руководящем посту может инициировать огромные положительные перемены.

И мы видим это во многих городах, в первую очередь, в Москве. Здесь в последние годы произошли серьезные сдвиги к лучшему.

Сергей Чобан: Задача архитектора — соединить достижения традиции и современности

Конгрессный и выставочный центр «Экспофорум». Совместно с «Евгений Герасимов и Партнеры». Фото Дмитрия Чебаненко

 

— Нужен ли в России закон об архитектурной деятельности?

— Закон об архитектурной деятельности, безусловно, нужен. Он должен, в частности, регулировать порядок присвоения специалисту статуса свободного архитектора, способного заниматься самостоятельным проектированием.

 

— Качество современной российской архитектуры зачастую, увы, оставляет желать лучшего. Необходимы ли, на Ваш взгляд, критерии, определяющие профессионализм российского архитектора (разрядность, сертификация, другие градации, определяющие уровень специалиста)? И есть ли такая «классность» в Германии?

— Недостаточно выучиться на проектировщика — для того, чтобы получить возможность строить здания, предназначенные для реальных людей и удовлетворяющие их реальные потребности, необходимо доказать уровень своих знаний и квалификации. И, безусловно, для этого необходима законодательная база, располагающая инструментами для подтверждения профессиональных навыков архитектора.

 

— Допустим, есть сварщик 5-го разряда, бетонщик 6-го разряда. А архитектора как оценить?

— Я, если честно, не знаю, нужно ли создавать для архитекторов подобную табель о рангах. Качество работы архитектора определяется не только и не столько эстетическим совершенством объекта. Здания, которые он строит, должны быть еще и безопасными, удобными в эксплуатации.

И в этих вопросах не может быть разрядов! Архитектор или умеет проектировать и строить объекты с учетом всех этих требований, или нет.

 

С. Чобан: «Закон об архитектурной деятельности, безусловно, нужен. Он должен, в частности, регулировать порядок присвоения специалисту статуса свободного архитектора, способного заниматься самостоятельным проектированием»

 

Кроме того, нельзя забывать об экологичности, о целесообразности применения тех или иных отделочных материалов, о долговечности фасадов или несущих конструкций, их экономичности. Эти вещи так же важны и определяют способность архитектора выполнять свои профессиональные функции. 

 

— Где, на Ваш взгляд, та тонкая грань, которая пролегает между архитектором и проектировщиком?

— Я думаю, что между архитектором и проектировщиком никакой грани нет вообще. Есть человек со вкусом и без него.

Если человек изучил основы профессии — не только эстетические параметры, но и параметры пользы и прочности — то, я полагаю, он в состоянии создать, если не выдающееся, то интересное архитектурное произведение. Просто сейчас чрезвычайно размыта система оценок, отсюда и ожесточенные споры: сколько в архитекторе должно быть от проектировщика, и, наоборот — в проектировщике от архитектора.

Между прочим, еще лет 100 назад очень многие инженеры, которые не были профессиональными архитекторами, успешно строили дома, в том числе и в крупных городах. Многие из этих зданий даже находятся под охраной как объекты культурного наследия.

 

— В России чуть больше 12 тыс. членов Союза архитекторов. В Америке архитекторов около 89 тыс. Почему у нас из 12 тыс. 40% — пенсионеры, а молодежь в Союз идти не хочет?

— Союз — это некая потребность профессионалов объединиться. Зачем люди объединяются? Чтобы быть более защищенными. Когда они чувствуют, что в одиночку им не выстоять против каких-то глобальных катаклизмов.

Может быть, причина такого прохладного отношения к Союзу в том, что сегодня архитекторы чувствуют, что с какими-то проблемами им легче справится в одиночку? Или больше не руководствуются соображениями защиты. А может, пока не осознали плюсы такого объединения.

Безусловно, это в большой степени прерогатива самого Союза — объяснить преимущества вступления в эту организацию с точки зрения защищенности в профессии.

Но в любом случае, я думаю, что не количество членов в Союзе архитекторов, а, в первую очередь, уровень архитектурных произведений является тем показателем, который может говорить в пользу той или иной архитектурной школы.

Сергей Чобан: Задача архитектора — соединить достижения традиции и современности

Комплекс апартаментов «Atlantic Apartments» на Можайском валу. Фото Дмитрия Чебаненко

 

— Многие зарубежные архитекторы, приезжая к нам работать, сетуют на значительные административные барьеры. Вы их ощущаете? Они в России есть?

— Система согласования проектов есть в каждой стране, и везде она своя. И для того, чтобы успешно работать в той или иной стране, необходимо сначала эту систему тщательно изучить. Я знаю об этом не понаслышке, поскольку активно работаю и в России, и в Германии. Пробовал также строить в других странах.

Помню, однажды работал в американском городе Атланта, и хотя проект сопровождал опытный местный архитектор, я сам так и не смог понять, почему в США можно строить так, почему допустимо примыкать к соседнему зданию именно таким образом, почему можно строить так высоко или так низко. То есть там совершенно другие требования и нормы, и на их детальное изучение мог уйти не один год.  

 

Нужен ли стране главный архитектор?

— В Германии есть должность «главный архитектор страны»?

— Страны нет, но главные архитекторы городов есть. Одно время была должность «советник канцлера по архитектуре».

 

— В России, на Ваш взгляд, нужен главный архитектор?

— Не берусь сказать, потому что главный архитектор России — это человек, который участвовал бы в определении глобальных параметров градостроительной политики страны. В принципе, если бы в правительстве был такой специалист — это, наверное, не повредило бы.

 

С. Чобан: «Система согласования проектов есть в каждой стране, и везде она своя. И для того, чтобы успешно работать в той или иной стране, необходимо сначала эту систему тщательно изучить. Я знаю об этом не понаслышке, поскольку активно работаю и в России, и в Германии. Пробовал также строить в других странах»

 

Он мог бы с профессиональной точки зрения давать советы и участвовать в определении плотности и высотности застройки, разработке каких-то основополагающих принципов целесообразности. Новые стандарты могли бы повлиять на градостроительную структуру регионов в положительную сторону.

 

Зачем России небоскребы?

— У москвичей очень разное отношение к Москва-Сити. Когда нынешний мэр Москвы Сергей Собянин был назначен на должность, он обмолвился, что строительство Сити было ошибкой предыдущей власти. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, наоборот, подчеркивает, что Москва-Сити — это визитная карточка современной Москвы. Кто прав? И нужно ли развивать в России опыт высотного строительства? Ведь у России нет такого опыта…

—  Что значит, у нас нет опыта? Если страна начинает строить небоскребы, то опыт такого строительства всегда появляется. К мнению же специалистов, которые уже имеют такой опыт, не спорю, прислушиваться, конечно, нужно. Так и делалось, когда строился ММДЦ Москва-Сити.

 

— Форум по высотному строительству в Екатеринбурге «100+ Forum Russia» набирает обороты. Можно ли ожидать, что в России будет появляться больше высотных зданий?

— В России, безусловно, будут появляются новые высотные проекты. Никакой проблемы в этом нет. Но, на мой взгляд, возводиться они должны в соответствии с формулой «тридцать на семьдесят»: один пластически сложный объем, в том числе и высотный, предполагает вокруг себя более спокойное окружение. То есть нужен разный «словарный запас» для того, чтобы строить высотное здание и те шести-семиэтажные здания, которые будут находиться вокруг.

К слову, именно следуя этим принципам, я недавно разработал мастер-план развития одного из районов Казани, где предложил большое количество обрамляющих зданий невысокой этажности и отдельные доминанты, которые создают очень живописный, на мой взгляд, высотный силуэт.

 

Личная жизнь творческого человека — это его вдохновение

— В заключение позвольте задать Вам два традиционных вопроса. Что бы Вы пожелали начинающим архитекторам: тем, кто заканчивает вуз и связывает свою жизнь с архитектурой?

— Я бы пожелал им, в первую очередь, терпения. Это профессия требует не ждать каких-либо быстрых успехов, не пытаться быстро достичь всех целей. Терпение и скромность в сочетании со стремлением к постоянному обучению.

Наша профессия очень сильно зависима от технологий. Технологии постоянно меняются, и нужно быть готовым к этим переменам.

 

— Есть ли у Вас хобби? Как Вы проводите свое свободное время?

— У меня очень много разных увлечений в рамках той профессии, которой занимаюсь. И в этом смысле палитра моей деятельности довольно широка: это театральные и кинопостановки (в качестве художника-постановщика). Это написание книг, очень разных, в том числе и занимательных. Это рисование. То есть самые разные виды деятельности, связанные с отображением и осмыслением окружающей нас среды.

И, конечно, личная жизнь любого творческого человека — это его вдохновение. Это гармоничная среда, без которой он не может существовать.

Беседу вел Александр ГУСЕВ, подготовила Елена МАЦЕЙКО

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх