Москва +21 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Последние комментарии

Поможет ли окупить стадион «Крестовский» группа Rolling Stones

Павел ГОРЯЧКИН, Союз инженеров-сметчиков

Экспертное мнение

Власти Северной столицы в лице городского комитета по строительству на днях отрапортовали, что сметная стоимость  стадиона на Крестовском острове составляет 41,7 млрд руб.

По их словам, в этой смете учтены два последних контракта с генподрядчиком, компанией «Метрострой», на 3 млрд руб. (декабрьские договоры на 952 млн и 2,07 млрд). Данная сумма учитывает затраты на благоустройство прилегающей территории и зоны контроля доступа, в том числе на безопасность. Помимо этого в городском бюджете заложено почти 1,9 млрд руб. на адаптацию стадиона к ЧМ–2018: как сообщила пресс-служба комитета, субсидия на 2017 год составит 1,148 млрд руб., на 2018-й — 803 млн руб.

Однако журналисты посчитали, что в стадион реально уже вложено минимум 46 млрд руб. То есть господа из комитета по строительству «потеряли» порядка 5 млрд руб., что лично меня не удивляет: времени-то с начала строительства прошло уже немало...

Конечно, это уникальный объект, и наивно было бы полагать, что он обойдется вдвое дешевле. Это невозможно, учитывая сроки производства работ, их сложность и все требования. По моей оценке, стадион стоит порядка 35 млрд руб., но не больше. И то, что здесь налицо явное завышение (по нашим подсчетам, до 8 млрд руб.), у меня сомнений не вызывает.

Мы, сметчики, всегда говорили об этих злоупотреблениях, и, когда придет время, разложим все, как говорится, по полочкам. А сейчас могу кратко сообщить, что эти завышения в основном связаны с бетонными работами и металлоконструкциями: на них приходится порядка 70% «лишних» денег. Остальные 30% завышений допущены при закупке оборудования и других «художествах», часть которых сегодня расследуется в рамках дела бывшего вице-губернатора Марата Оганесяна и др.

Подчеркну, что все эти нарушения были сделаны не вчера, а еще несколько лет назад, и нынешний генподрядчик «Метрострой» не имеет к ним никакого отношения. Но факт остается актом.

У меня как у специалиста есть свое мнение относительно допустимости применения здесь всех этих дорогостоящих конструктивных решений. Но, как говорится, что сделано, то сделано. Главное другое: теперь этот стадион ляжет огромной обузой и на бюджет города, и на ФК «Зенит» (а документы о передаче стадиона в аренду клубу уже готовы).

Почему обузой? Да потому, что я абсолютно убежден: стадион  «Крестовский» в принципе неокупаем. Он не окупится никогда, это сто процентов! Напомню, что во всем мире стадионы являются довольно проблематичными и весьма обременительными для их хозяев объектами с точки зрения окупаемости. Например, Роман Абрамович является владельцем футбольного клуба «Челси», но при этом не владеет стадионом «Стэмфорд бридж», от которого его хозяева никак не могут избавиться.

А вспомним, как англичане построили к Олимпиаде–2012 «Лондон Стэдиум», а потом частично его разобрали, поскольку понимали, что надо как-то снижать эксплуатационные затраты. То же самое относится ко многим другим аренам, включая  сочинский «Фишт», который после зимней Олимпиады–2014 был частично разобран и сейчас перестраивается в футбольный стадион.

Стадион «Крестовский» можно окупить только в одном случае: если группа Rolling Stones на протяжении многих лет ежедневно будет давать здесь концерты: только они способны собрать 68 тыс. зрителей. Но у них, насколько я понимаю, несколько другие планы…

О чем тут вообще можно говорить, если даже стадион «Петровский», рассчитанный на 21 тыс. человек, на матчах «Зенита» заполнен болельщиками далеко не всегда. Так что наивно надеяться на то, что передача городом «Крестовского» в аренду «Зениту» (а фактически — его главному спонсору «Газпрому») позволит решить все проблемы. Кто бы ни эксплуатировал эту арену, он получает, повторяю, очень тяжкое бремя.

По моим подсчетам, при грамотном управлении этим стадионом, дай бог, чтобы получаемый доход покрывал текущие эксплуатационные затраты. Поэтому «распускать слюни» городским властям сегодня нечего: все было ясно с самого начала. А теперь — получите, гордитесь и, как говорится, платите бабки.

Похожие публикации

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх